Региональная школа

Новокузнецк, 05.12.2019.

Региональная школа им.Л.С.Выготского

Более 130 педагогов дошкольных образовательных учреждений юга Кузбасса стали активными участники мероприятия. Тема для обсуждения была выбрана достаточно сложная: «Поддержка детской инициативы как целевой ориентир современного дошкольного образования». Организацию мероприятия спланировали таким образом, чтобы через диалоги и обсуждения выделить проблемные точки дошколки и через обмен имеющимися положительными практиками наметить дальнейшие пути развития.
Вдумчивое начало. Старт-лекция «Инициатива против чувства вины: базовое качество дошкольников» от психолога Токаревой О.А. продемонстрировала, какая ответственность ложится на педагогов. Ольга Александровна акцентировала внимание слушателей на том, что у каждого ребенка есть потребность быть хозяином в своем окружении, есть стремление к самостоятельности и, если ограничить его свободу, то это приводит к крушению детских надежд, фантазии, приводит к пассивности, тревожности, беспокойству.


image
Кейсы – педагогические загадки. Решение кейсов (а это были нарезки из любимых детских мультфильмов, иллюстрирующие ребенка активного, инициативного, раскрепощенного, попадающего в разные недоразумения и приключения) наглядно показало, что взрослые не всегда готовы отдать инициативу в руки ребенка, большинство педагогов во главу угла ставит безопасность воспитанников. Это ожидаемо…Ведь именно безопасность в детских садах на особом контроле у администрации: «Самое важное и дорогое, что есть у всех нас, — это наши дети. Их жизнь и здоровье – бесценны». Взяли этот момент на галочку, т.к. требует отдельного решения.
Баттл «В чьих руках инициатива?» или Противоречия вступают в силу. Discussio mater veritas est «Истина рождается в споре» (Сократ) Участники через игры на командообразование разделились на 4 лагеря: дети, воспитатели, родители и администрация и вступили в горячую дискуссию, отстаивая свою точку зрения. «Дети» были особо активными (как это и должно быть), требовали больше свободного времени, отстаивали свое право на игру, кричали о том, что устали от бесконечных занятий. «Педагоги» отвечали, что им лучше знать, что правильно, а что нет, режим – это святое, но (что не могло не радовать) в каких-то моментах готовы пустить дело на самотек, поддерживая в вопросах выбора своих воспитанников. «Родители» отметили, что для них безопасность и подготовка ребенка к школе остается главными аспектами дошколки. «Администрация» была сдержана на эмоции, держала «золотую середину» и прямо говорила, что для нее важно, как в той пословице «И волки сыты, и овцы целы»: детям в саду должно быть комфортно, интересно, безопасно, но важно учесть и запросы родителей, а тут уж педагоги должны помочь найти тот баланс между созданием безопасных условий и условиями для свободы выбора и инициативы. В конце баттла символично «резали» пирог на части. Что получилось: 40% инициативы забрали воспитатели, 25% - администрация, 25%– дети, 10% получили родители. Подсчет голосов вели студенты дошкольного факультета НФИ КемГУ. Что получилось, то получилось. На наш взгляд, это иллюстрация сегодняшнего положения дел в детских садах региона. Надеемся, что после наших заседаний эта ситуация будет меняться.
image
Методическая экскурсия «Педагогические технологии поддержки детской инициативы». Каким образом построить образовательную деятельность по инициативе ребенка в детском саду? Как учесть интересы всех субъектов образовательного процесса? Заведующая детским садом №226 г.Новокузнецка Сергеева Ольга Геннадьевна поделилась яркими педагогическими технологиями «Клубный час», «Детский совет», «Ситуация», которые способствуют развитию детской инициативы, самостоятельности, любознательности и творчества. Музыкальный руководитель Ничик Инна Леонидовна презентовала опыт проектной деятельности «Три вопроса» и рассказала о практике самоопределения детей во время досугов и праздничных событий.
«По следам Региональных школ». Для нас, организаторов, важно проследить, как то, ради чего собственно школы и проводятся, в частности реализация проектов, направленных на развитие дошкольного образования, ориентированного на ребенка, реализуется на местах. С этой целью и включили рубрику в программу Региональной школы. Если в прошлый раз говорили о Фестивале игры 4D, то в этот раз озвучили опыт реализации проекта Книгабум и Народный Университет. Смирнова Евгения Александровна, воспитатель МБ ДОУ «Детский сад №226» рассказала, что даже с самыми маленькими воспитанниками можно творить чудеса и придумывать буктрейлеры, а Ничик Инна Леонидовна призвала всех педагогов к участию в вебинарах Народного Университета.

image
Воркшоп «Мастерская педагогических идей». Педагог – он практик! Ему важно, как и ребенку, всё пропустить через себя, попробовать на вкус, исследовать, соприкоснуться с новым или увидеть что-то особенное в уже знакомом, поэтому разные рода мастерские, презентации опыта работы проходят активно, со 100% включением, горячими обсуждениями и обменом контактов. Было представлено 20 проектов и мастер-классов по поддержке детской инициативы. Особенно «зашел» мастер-класс от гения конструирования из бумаги Васильева Сергея Николаевича. Педагог дополнительного образования просто творит чудеса!В его руках даже самый маленький клочок бумаги превращается в образ. Он на каждом шагу бросает участникам мастер-класса вопросы, направляющие их на творчество: «На что похоже?», «Придумайте, что из этого можно сделать?» и т.д. И вот уже готовы самолетики и символы нового года очаровательные мышки.

image
Вся Региональная школа – большой интерактив. Постарались с самого начала заинтересовать участников и запустили онлайн-голосование в режиме реального времени, который позволил нам получать моментальную обратную связь от аудитории. Ожидания в начале– знания, интерес, общение, опыт, любопытство, знакомства. Что получили в конце на вопрос «Как оно?» - здорово, отлично, продуктивно, полезно, информативно, интересно, ново, хотим еще. Были игры на раскрепощение «Нестандартное приветствие», «Жонглирование», «Узнаем друг друга», игры на командообразование, что позволило создать и поддерживать атмосферу душевности и комфорта на протяжении всей работы.

Что нам дают такие встречи?

С одной стороны, это открытие новых возможностей, погружение в профессию, обмен опытом, встречи с единомышленниками.
С другой стороны, это не ответы на все вопросы, а посыл к тому, чтобы задуматься и начать действовать!